Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Цель занятия

Учить детей измерять одно и то же количество крупы мер­ками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки; упражнять в счете в пределах 10, учить называть «соседей» названных чисел, различать и называть цифры по порядку; учить отсчитывать количество предметов по заданной цифре.

Материалы

Для воспитателя: две миски, в одну из которых насыпано три чашки риса; мерки: чашка, стаканчик; два комплекта цифр раз­ного цвета.

Для детей: «Математический набор», мелкие игрушки или набор геометрических фигур.

Ход занятия

Сидя за столом

Перед детьми на столах выложен ряд цифр от 1 до 10.

Воспитатель, показывая детям миску с рисом, задает во­просы:

как называется крупа в миске?

как узнать, сколько риса в миске?

что для этого надо сделать?

чем можно измерить рис? (Всеми предметами, в кото­рые его можно насыпать.)

Выслушав ответы детей, воспитатель, показывая прозрач­ную миску с рисом, предлагает измерить рис чашкой, дого­варивается с детьми, какой будет мерка, и напоминает, что каждый раз, когда отмерили полную чашку, надо выставлять какой-нибудь предмет (геометрическую фигуру из «Матема­тического набора») для того, чтобы не сбиться со счета.

Один ребенок помогает педагогу измерять, остальные де­ти следят за полнотой меры и выставляют предметы.

Окончив измерение, воспитатель предлагает детям назвать цифру, которая покажет, сколько чашек риса в миске.

Затем воспитатель предлагает измерить тот же рис другой меркой, например, стаканчиком. Один ребенок измеряет, ос­тальные дети выкладывают предметы.

Воспитатель предлагает назвать цифру, которая покажет, сколько стаканчиков риса в миске.

Сколько получилось чашек риса? Сколько стаканов ри­са? Поставьте знак между цифрами и прочитайте «запись».

Дети читают: «Три меньше шести, шесть больше трех».

Почему получились разные ответы при одном и том же количестве риса? (Чем больше мерка, тем меньшее число по­лучается и наоборот: чем меньше мерка, тем большее число по­лучается.)

После этого воспитатель уточняет, чем были чашка и ста­кан при измерении. (Мерками.)

Примечание.

Не забывайте обращать внимание детей на полноту мерки.

При первичном измерении сыпучих веществ желательно иметь прозрачную посуду. Детям будет лучше видно, что од­на емкость наполняется, а в другой крупа убывает.

Поиграем

«Живые цифры»

На столе лежат два комплекта перевернутых цифр двух цветов.

По сигналу дети берут по одной цифре и выстраиваются по порядку в две колонны в соответствии цвету цифры.

Воспитатель дает задание:

Выйдите «соседи» числа пять и назовите себя.

После выполнения задания пары детей возвращаются на прежнее место. Игра продолжается. При повторном прове­дении игры роль ведущего переходит к одному из детей.

 

Усложненный вариант.

 Перевернутые цифры лежат на сто­ле. По сигналу дети берут по одной цифре, находят свою па­ру по цвету и выстраиваются по порядку.

Задание меняется:

Выйди «сосед» чисел три и пять.

«Считай —не ошибись»

Дети играют парами. Они выкладывают на столах ряд ци­фр от 1 до 10 и проверяют друг у друга, правильно ли вы­ложен ряд.

С помощью считалки выбирается ведущий:

За морями, за горами, За железными столбами На пригорке теремок, На дверях висит замок, Ты за ключиком иди И замочек отомкни.

Ведущий отсчитывает определенное количество игрушек, а его «сосед» рядом кладет соответствующую цифру.

Если ребенок правильно выполнил задание, он становит­ся ведущим и игра продолжается.

 

Измененный вариант. Один ребенок выдвигает цифру из числового ряда, а другой отсчитывает игрушки.

 

Советы воспитателю

Обратите внимание детей на то, что наступил третий ме­сяц осени. Вспомните все месяцы года. Спросите у детей, каким месяцем закончится год?

Понаблюдайте, в какие игры играют дети. Возможно, сто­ит их обновить, убрать одни и внести другие, или изменить правила игры. Например, в игре «Шашки».

Шашки расставлены так, как показано на рисунке. Шаш­ка может ходить на одну клетку вперед или в сторону (на­лево или направо). В разрешенных направлениях хода сво­ей шашки можно «съесть» шашки соседа, перескакивая при этом через каждую из них и снимая ее с игрового поля.

Если шашка дошла до последнего противоположного ря­да клеток, она объявляется дамкой, переворачивается и по­лучает права хода вперед, назад, в стороны на любое коли­чество клеток, не занятых другими шашками. Дамка может «съесть» за один ход несколько шашек соседа, если они сто­ят на клетках подряд.

Выигрывает партию тот игрок, который первым «съест» все шашки соседа.

 

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей