Для самых маленьких

Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

Цель занятия

Учить детей составлять число четыре из двух меньших чи­сел; упражнять в прямом и обратном счете; учить составлять фигуры из счетных палочек, а затем преобразовывать их.

Материалы

Для воспитателя: фланелеграф, синие и желтые квадраты; куб, на гранях которого нарисованы цифры, мелкий счет­ный материал.

Для детей: красные и желтые кружки, счетные палочки, «Математический набор».

Ход занятия

Сидя за столом

Перед детьми на столах выложен ряд цифр от 1 до 10. Вос­питатель предлагает им вспомнить, как можно составить чис­ло три из двух меньших чисел.

На фланелеграфе четыре синих квадрата. — Сколько всего квадратов? Назовите цифру, которая по­кажет, сколько их.

Затем педагог заменяет последний квадрат в ряду желтым квадратом и спрашивает, сколько осталось синих квадратов, и просит показать соответствующую цифру. (Три квадрата.) Сколько желтых квадратов? (Один.)

Воспитатель предлагает детям разложить таким же обра­зом кружки.

Как вы составили число четыре? (Три и один, вместе — че­тыре.)

Давайте составим число четыре по-другому: из двух си­них и двух желтых квадратов. Так же составим число четы­ре из кружков.

Дети выполняют задание.

Как вы составили число четыре? (Два красных кружка и два желтых.) Сколько всего кружков во втором ряду? (Че­тыре кружка.)

Воспитатель ставит на фланелеграфе квадраты: один си­ний и три желтых, просит детей выложить так же кружки; выясняет, сколько кружков каждого цвета и сколько всего кружков в этом ряду. Затем педагог предлагает детям назвать все варианты состава числа.

Дети говорят:

3 и 1, а вместе 4.

2 и 2, а вместе 4.

1 и 3, а вместе 4.

Поиграем

«В какой руке сколько?»

Воспитатель предлагает детям пересчитать кружки, кото­рые он держит в руках:

Сколько всего у меня кружков? (Четыре кружка.)

На глазах у детей педагог раскладывает их в две руки и го­ворит: «Вы должны отгадать, сколько кружков в одной ру­ке, сколько в другой и сколько всего кружков. Давайте до­говоримся, что сначала будем говорить, сколько кружков в левой руке, а потом — сколько в правой. Например, два и два —вместе четыре. Как я разложила?»

Дети стараются угадать, начинают перечислять возможные варианты. Если они не отгадали задуманный воспитателем вариант, можно сказать: «Так может быть, но у меня не так».

Игра продолжается до тех пор, пока дети не отгадают. Ре­бенок, верно назвавший, сколько в какой руке спрятано кружков, становится ведущим. Теперь он раскладывает кружки в две руки и вызывает детей до тех пор, пока кто-то не назо­вет задуманный им вариант. Игра повторяется несколько раз.

Примечание.

Когда ребенок разложит кружки, обязательно проверьте, как он их разложил.

Напоминайте детям, чтобы они не забывали говорить не только сколько кружков в каждой руке, но и сколько их всего.

Во время игры, при первичном знакомстве с составом числа, в качестве подсказки целесообразно оставить все ва­рианты состава числа.

Материалом для игры могут быть мелкие предметы, на­пример, пуговицы, орехи, камешки (т. е. все то, что ребенок может спрятать в руках).

«Игра с кубом»

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ве­дущий:

Серый зайка вырвал травку,

Положил ее на лавку.

Кто травку возьмет,

Тот уйдет.

Он бросает куб, называет цифру на грани и считает даль­ше, после чего бросает куб другому ребенку и дает ему за­дание: «Считай дальше» или «Считай в обратном порядке».

Игра проходит в быстром темпе. В ней должны принять участие как можно больше детей.

Сидя за столом

Перед детьми коробка с палочками. Воспитатель предла­гает им отсчитать четыре палочки и сделать квадрат, потом отсчитать еще три палочки и сделать еще один квадрат.

Вопросы детям:

сколько палочек вы отсчитали?

сколько квадратов получилось?

сколько четырехугольников? (Три.)

сколько многоугольников? (Три.)

назовите их. (Два квадрата и один прямоугольник.) Педагог предлагает отсчитать еще три палочки и сделать

еще один квадрат. Дети могут по-разному выполнять зада­ние. Задайте им аналогичные вопросы.

Примечание. Если дети работают в разных плоскостях, то получаются разные ответы. В этом случае необходимо внимательно слушать, сколько они отсчитали палочек, и выяснить, почему получились разные ответы.

Советы воспитателю

Позанимайтесь с детьми, испытывающими затруднения при измерении. Напомните и покажите им, как правильно это делать.

Другой вариант помощи: предложите ребенку, который хо­рошо усвоил правила измерения, объяснить их своему това­рищу и показать, как это делается.

 

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Фефекты фикции

Воспитательный момент

Школа родителей