Раннее развитие

Мы играем

Развитие речи

ОБЖ и валеология

Физкультура

ПОДЛОВКИ, РОЗЫГРЫШИ

Чей нос?

На Руси всегда особое внимание уделяли воспитанию детей. С самого раннего возраста развивали в детях чувство юмора, учили не обижаться на здоровую шутку. Вот пример старинного народного розыгрыша. Кто-то из старших слегка дотрагивается до носа мальчугана или девчушки – и начинается веселый диалог.

– Чей нос?

– Макеев.

– Куда едешь?

– У Кеев.

– Што везешь?

– Рожь.

– Што возьмешь?

– Грош.

– Што купишь?

– Калач.

– С кем съешь?

– Один.

– Не ешь один! Не ешь один!..

При последних словах следовало шутливое наказание за жадность: шлепок или легкое подергивание за нос.

 

Другой вариант того же розыгрыша.

– Чей нос?

– Саввин.

– Где был?

– Славил.

– Что выславил?

– Копеечку.

– Что купил?

– Калачик.

– С кем съел?

– Один.

– Не ешь один, не ешь один, не ешь один…

И так продолжается до тех пор, пока мальчик или девочка не догадаются сказать: «Съел с тобой». Так же разыгрываются другие подобные шутки.

Кисонька

– Кисонька! Где была?

– На мельнице.

– Что делала?

– Муку молола.

– Что вымолола?

– Грошик.

– Что купила?

– Калачик.

– С кем съела?

– Одна.

– Не ешь одна, не ешь одна.

Пощипай!

– Тарин, Барин, Пощипай

Ехали на лодке.

Тарин, Барин утонули

– Кто остался в лодке?

– Пощипай!

Так отвечает второй играющий и тем самым как бы просит, чтобы его действительно пощипали.

Кукареку

– Ты чей? Ты откуда?

– Из зеленых луг Ананьин внук, Курицын племянник, Петухов сынок.

– Петухову сынку прокричать кукареку.

Вслед за этими словами «сынок» должен покукарекать. «Команда» меняется на усмотрение играющих: «Шесть раз кукареку, семь, восемь и т. д.».

 

Приставалки

Предполагается, что последующие диалоги ребята должны сопровождать жестами, движениями, действиями.

– Что лучше: вишня или слива?

– Вишня.

– Пуговица лишня…

Дергает за пуговицу.

– Слива, слива!

– Пуговица красива.

* * *

– Сто да сто – сколько?

– Двести.

– Сиди, дурак, на месте.

* * *

– Витька, у тебя под ногами мох.

Тот, к кому обращаются, наклоняет голову.

– Не кланяйся, я не Бог!

* * *

– Сенька! Под ногами грязь…

Сенька невольно наклоняет голову.

– Не кланяйся, я тебе не князь.

 

А и Б

– А и Б сидели на трубе,

А – упало,

Б – пропало,

Что осталось на трубе?

– Ничего.

– Как ничего? И – осталось!

Вот что!

Все смеются.

Скажи…

– Скажи: «Рак».

– Рак.

– Ты дурак.

– Скажи: «Поп».

– Поп!

– Твой отец – клоп!

* * *

– Скажи: «Шляпа».

– Шляпа.

– Ты растяпа.

* * *

– Скажи: «Медь».

– Медь.

– Твой отец – медведь!

* * *

– Скажи: «Двести».

– Двести.

– Голова в тесте.

* * *

– Скажи: «Да».

– Да!

– Два!

– Скажи: «Три».

– Три!

– Нос подотри.

– Скажи: «Четыре».

– Четыре.

– Держи карман шире.

* * *

– Скажи: «Да».

– Да.

– Ты балда.

 

Повторялки

Розыгрыши рассчитаны на наивность и доверчивость партнера. Первый играющий, заводила, начинает, а второй – включается.

– Говори за мной: «Как?»

Пошел мужик в кабак.

– Как?

– Нализался допьяну.

– Как?

– Пришел домой.

– Как?

– Схватила баба ухват.

– Как?

– А вот так! А вот так!

При этих словах заводила в шутку хватает импровизированный «ухват» – свернутую газету или скрученное полотенце – и пытается «огреть» второго игрока.

* * *

– Отвечай: «И я». Я пойду в лес.

– И я.

– Я срублю дерево.

– И я.

– Я вырублю колоду.

– И я.

– Я замешу свиньям.

– И я.

– Они будут есть.

– И я.

Федул, что губы надул?

Эти веселые диалоги взрослый выразительно, в лицах передает ребенку, а когда малыш запоминает текст, можно разыгрывать эти шутки в ролях.

– Тебе поклон послала.

– Хто?

– Маша.

– Кака Маша?

– Свинья наша.

* * *

– Где? Где?

– У тебя на бороде.

– Кто?

– Дедушка Пыхто

Да бабушка Никто!

* * *

– Как тебя зовут?

– Зовут Зовуткой,

Величают Уткой.

* * *

– Ты откуда, ты чей?

– Ниоткуда, из щей.

* * *

– Куда идешь?

– На кудыкину гору.

* * *

– Здорово, кума

– На рынке была.

– Аль ты глуха?

– Купила петуха.

– Прощай, кума.

– Два с полтиной отдала.

* * *

– Благодарю!

– Благодарю – пономарю.

Что во все колокола позвонил.

Обычно приговаривается в адрес болтунов.

* * *

– Собака, что лаешь?

– Волков пугаю.

– Собака, что хвост поджала?

– Волков боюсь.

* * *

– Федул, что губы надул?

– Кафтан прожег.

– Можно зашить.

– Да иглы нет.

– А велика дыра?

– Один ворот остался.

* * *

– Я медведя поймал!

– Так веди сюда!

– Не идет.

– Так сам иди!

– Да он меня не пускает.

* * *

– Прощай!

– Прости-прощай —

Нас век не знай!

* * *

– Фома, у тебя в избе тепло?

– Тепло! На печи в шубе терпеть можно.

* * *

– Филя, есть хочешь?

– Да нет, батюшка, я перекусил.

– А чем перекусил?

– Да съел кусок пирога,

горшок сметаны и решето калачей.

* * *

– Где ты, брат Иван?

– В горнице.

– А что делаешь?

– Помогаю Петру.

– А Петр что делает?

– Да на печи лежит.

* * *

– Тит, а Тит?

– Чево?

– Иди молотить.

– Живот болит.

– Иди кашу есть.

– А где моя большая ложка?

* * *

– Ты пирог съел?

– Нет, не я!

– А вкусный был?

– Очень.

Поиск

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Воспитательный момент